Назад    Главная страница

 

МОУ Белоомутская средняя общеобразовательная школа №2

Луховицкого муниципального района

 

 

 

 

 

 

 

Родители успешного ученика – идеал и действительность.

Что делать?

 

                                    

                                                                              

 

                                                                               

                                                                                  Доклад на

                                                                 педсовете

                                                          Дьяковой Т. А.

 

 

 

 

 

Родители успешного ученика – идеал и действительность.

 Что делать?

          Учение – ведущий вид деятельности школьников; его центральная задача -  усвоение знаний, умений и навыков, содействие разностороннему воспитанию и развитию учащихся. Без активного учения невозможно овладеть другими видами человеческой деятельности – производительным трудом, художественным творчеством, спортом. Поэтому все родители очень хотят, чтобы их дети успешно учились, росли любознательными, много читали, проявляли упорство в учебе.

          По данным многочисленных социологических опросов 7,8% педагогов обвиняет семью в том, что ребенок в ней не воспитывается. В то же время и родители не очень радужно оценивают действия педагогов. Многие из них считают, что у педагогов низкий профессиональный уровень, невысокие моральные качества.

          Попав в ножницы между школой и семьей, дети вынуждены лавировать, приспосабливаться, что приводит, в конечном счете, к безнравственности. Кроме того, констатируются изменения в современной семье. Родители предпочитают не думать о том, кого они хотят вырастить, каким будет их ребенок.

          Всё труднее педагогу находить общий язык с родителями учащихся. Во многих семьях считается дурным тоном советоваться с учителями по поводу возникающих проблем в воспитании ребенка, но, тем не менее, когда проблемы воспитания и обучения встают особенно остро, родители приходят к учителю.

          Педагоги делают многое, чтобы взаимодействие с родителями учащихся было эффективным, однако, их цель - создание единого воспитательного поля, а не формирование и не развитие познавательных интересов.

          В педагогических журналах «Семья и школа», «Начальное образование», «Воспитание школьника» учителя дают советы родителям как помочь детям в учебе. Но эти рекомендации, в большинстве случаев, касаются приготовления уроков. Учителя отмечают, что, пытаясь побыстрее перейти к своим домашним делам, родители обычно делают уроки за детей, вместо того чтобы вместе сделать задание, при этом ведущая роль должна принадлежать ребенку, а родитель быть его советником. Некоторые родители в силу своей занятости ограничиваются вопросом: «Ну, как, приготовил задание, сможешь рассказать?» Учителя советуют обязательно поинтересоваться, как он готовил задание. Надо помочь ребенку делать уроки основательно, не отвлекаясь, научить его работать. У ребенка образуется план работы, по которому он работает, а затем он обращается к родителям с просьбой проверить или помочь, в случае если возникли какие-то затруднения.

          Чем старше становится ребенок, тем труднее осуществлять над ним контроль. Но в том - то и дело, что речь здесь идет не о контроле, а о воспитании доверия к родителям, о воспитании хорошего товарища, который привык с детства всем делиться с родителями и просто испытывает в этом потребность.

          Задача взрослых состоит в том, чтобы не погасить стремление подростка к познанию, чтобы в течение всего периода школьного обучения создавать благоприятные условия для его развития, дополнить его новыми мотивами, идущими от содержания образования, от стиля общения учителя с учениками. Формирование положительной мотивации учения – не стихийный процесс, и рассчитывать здесь только на природные задатки детей было бы опрометчиво. Мотивы учения надо специально воспитывать, развивать, стимулировать, и, что особенно важно, надо учить школьников «самостимулировать» свои мотивы. Школьники активнее занимаются самовоспитанием учебных мотивов, если этот процесс интересует и учителей, и родителей, когда их поддерживают при возникающих затруднениях, создают своеобразные «ситуации успеха».

Исследование отношения семьи к развитию познавательных

интересов ребенка в школе.

          Приведем анализ исследования отношения семьи к развитию познавательных интересов ребенка в школе, в котором было опрошено 25 родителей учеников со 2 по 9 классы. Из них 13 женщин и 12 мужчин в возрасте от 28 до 52 лет.

          На вопрос о любимых занятиях в свободное время получены следующие ответы: на первом месте - приготовление пищи, на втором - просмотр телевизора. Есть ответы и о том, что в свободное время родители делают уроки с ребенком. Характерно, что проводить время с детьми из 25 человек предпочитают 2 человека и считают это любимым занятием.

          По данным опроса в прошлом родители отдавали предпочтение таким школьным предметам как математика и история. По этому пункту можно сделать вывод о том, что память о познавательных интересах в какой-либо области обучения сохраняется на многие годы.

          Важно также сопоставить школьные интересы родителей и те предметы, которые в настоящее время родители охотно помогают освоить детям. Здесь обнаружили, что из 25 опрошенных, только 2 родителя, увлекавшиеся ранее математикой, теперь охотно помогают осваивать этот предмет своему ребенку. Во всех остальных случаях школьные интересы родителей не повлияли на их желание помочь своим детям освоить свой любимый школьный предмет.

          Из тех предметов, которые родители охотно помогают осваивать детям на первом месте стоит математика, на втором месте - русский язык (это можно объяснить тем, что родители в свои школьные годы сдавали по этим предметам экзамены и поэтому считают освоение этих предметов важным).

          Один из вопросов касался опыта родителей по воспитанию детей, который они восприняли от своих родителей. Из всех опрошенных большинство (45%) утверждают, что их родители заботились больше всего о том, чтобы они были сыты, здоровы, аккуратно одеты. 36% утверждает, что больше всего их родители заботились о том, чтобы на них не жаловались учителя. Совсем незначительная часть родителей вспоминает, что в детстве их родители уделяли внимание школьным достижениям и интересам (достижениям - 13%, интересам - 6%).

          Наиболее значимым стал следующий вопрос: «Вы как родитель чему больше всего уделяете внимание: здоровью, жизнерадостности ребенка, тому, чтобы он не попал в плохую компанию; оценкам, отзывам учителей, старательности, послушанию в школе; интересу ребенка к какому - либо учебному предмету, не подкрепленному хорошими оценками?» Этот вопрос напрямую связан со стремлением родителей развивать именно познавательные интересы у детей. Результаты, полученные при ответе на этот вопрос, приведены в таблице №1.

Таблица №1

ПРИ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА,                                                                             

РОДИТЕЛИ БОЛЬШЕ ВСЕГО УДЕЛЯЛИ ВНИМАНИЕ:

·       Здоровью, жизнерадостности ребенка, тому, чтобы он не попал в плохую компанию – 9 чел.

·       Оценкам, отзывам учителей, старательности, послушанию в школе – 13 чел.

·       Интересу ребенка, к какому–либо учебному предмету, не подкрепленному хорошими оценками – 3 чел.

·       Всего опрошено – 25 чел.

          Из таблицы видно, что больше всего родителей волнуют успехи в учении, здоровье и социально - позитивное поведение детей, а познавательные интересы меньше всего. Родителям более всего близка следующая позиция: «Не важно с интересом или без интереса, хорошо или плохо окончил школу, главное чтобы хорошо устроился в жизни, научился зарабатывать» (33%). Тем не менее, четверть опрошенных (25%) высоко ставит интерес ребенка к учебе и утверждает, что: «Не важно, что плохие оценки, главное чтобы было интересно учиться». Но значительная группа родителей пренебрежительно относится к познавательным интересам детей и ставит на первое место оценки (42%).

          Таким образом, исследование показало, что семья обладает значительными возможностями в развитии познавательных интересов детей, однако, убеждения родителей в том, что познавательный интерес не существенная сторона школьной жизни ребенка не позволяет им реализовывать потенциал семьи в развитии познавательных интересов у школьников в полной мере. Причиной этого может быть бедность собственных познавательных интересов, отрицательный прошлый опыт и убеждения, формируемые современными социальными условиями.

          Поэтому можно выделить несколько уровней отношения семьи к развитию познавательного интереса ребенка:

          1. Самый низкий уровень - семья воспитывает у ребенка отношение к обучению как к чему-то ненужному.

          Низкий уровень интереса, как правило, наблюдается в семьях, где противопоставляется материальное и духовное, где господствуют установки на первичность хорошего питания, жилья, одежды материальных возможностей. Такие установки могут быть как в семьях с высоким материальным достатком, так и с низким.

          2. Отсутствие интереса родителей к обучению ребенка.

          Второй уровень наблюдается в семьях, где акцентируют самостоятельность ребенка. «Мой все делает сам. Я к его школьным делам и близко не подхожу»,- обычно говорят родители в таких семьях. Социальные педагоги отмечают, что такая позиция бывает удачной, она действительно развивает самостоятельность, но иногда родители преувеличивают возможности ребенка.

          3. Развитие интереса к обучению как к способу общественных достижений - родители ценят в учебе ребенка пятерки, грамоты, медали.

          Третий уровень характерен для семей различного типа. По нашим данным таких семей большинство. Для них важны внешние сигналы о том, что все благополучно и что пройден очередной этап обучения.

          4.Семья влияет на интерес к учебному материалу - это выражается в том, что в семье с ребенком обсуждают, что сегодня интересного изучали, какой предмет ему больше нравится, что проходят. Родители демонстрируют свое отношение к предмету, пересказывают содержание тем, прогнозируют их сложность, пути освоения.

          Четвертый уровень характерен для семей, в которых приоритет отдается духовным ценностям. Таких семей мало, но именно этот тип отношений семьи к развитию познавательных интересов ребенка в школе можно считать оптимальным.

          Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.  Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реа­лизации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагог создаст бла­гоприятные условия для развития ребенка. Функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление его деятельности.           В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать  принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

          Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.

          В процессе работы с родителями предлагаю провести анкетирование детей и родителей по выявлению трудностей учебной деятельности ребенка (см. приложения). Затем на основе этого анкетирования провести беседу с учениками и родителями. Родителям необходимо указать  на качества, способствующие воспитать успешного ученика:

·       Способность выявить возможности ребенка.

·       Умение создать условия для всестороннего развития личности.

·       Терпимость к своему ребенку.

·       Способность быть примером

·       Умение поощрять, корректировать и тактично направлять действия ребенка.

·       Быть в контакте с социумом ребенка (школа, друзья, знакомые, учителя и др.)

     Особое внимание родителей стоит обратить на формирование отношений между ними и их детьми, где доминируют:

·       Формирование целевых жизненных установок и активной позиции.

·       Мотивация ребенка на успех в учебе.

·       Воспитание правильного честолюбия и других качеств, необходимых для достижения успеха (воли, упорства, честолюбия и т. д.)

·       Толерантность в семье.

·       Личный пример родителей в достижении собственного успеха.

·       Партнерские отношения между родителями и детьми.

·       Стимулирование активного участия в конкурсах и олимпиадах, формирование личного портфолио ребенка.

·       Сохранение и укрепление семейных традиций.

Главная задача педагога, по-моему состоит в том, чтобы донести до детей и родителей смысл формулы успеха:

                    У – уверенность

                    С – стремление

                    П – победа

                    Е – единство

                    Х – хорошая учеба.

                    У – уверенность

      С – стремление

      П – победа

      Е – единство

      Х – хорошая учеба

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебный труд подростка.

 

Анкета для детей.

 

 

1.    По каким предметам ты испытываешь затруднения в учении?

2.    Что именно, по-твоему, затрудняет учение:

·       состояние здоровья, ты быстро устаешь на уроке;

·       у тебя дома нет своего рабочего места, некоторых пособий и принадлежностей, тебе никто из старших не помогает, отрицательно влияют сверстники и т. п.;

·       у тебя есть пробелы в ранее пройденном материале, в теории, в решении задач;

·       особенности преподавания учителем предмета: очень быстро говорит, мало наглядности, повторения;

·       нет интереса к изучению данных предметов;

·       неумение быстро читать, писать, делать зарисовки, выделять главное, медленное выполнение домашних заданий;

·       слабое развитие некоторых качеств личности (например, слабая воля, внимание, лень и т. д.)

·       особенности мышления ( ты затрудняешься при сравнении явлений, при необходимости делать выводы), памяти (трудно запоминаешь прочитанное, приходится читать более двух раз).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебный труд подростка.

 

Анкета для родителей.

 

1.    По каким предметам чаще всего обращается сын (дочь) к Вам за помощью и можете ли Вы ему помочь?

2.    Каков характер затруднений, испытываемых им при выполнении домашних заданий:

·       имеет фактические пробелы в знаниях по предыдущим темам;

·       не концентрирует внимание на усвоении главных целей темы и правил; знает правила, но не умеет применять их при решении задач;

·       механически подгоняет решение под ответ или трафаретно применяет порядок решения предыдущих задач;

·       не обладает усидчивостью, настойчивостью при выполнении задания, спешит обратиться за помощью;

·       слабо владеет навыками учебного труда (чтение, письмо, счет, зарисовки, работа с книгой, рациональное заучивание и др.);

·       не знает требований к оформлению домашних заданий?

3.    Сколько времени в день занят Ваш сын (дочь) выполнением домашних заданий?

4.    Каким образом Вы помогаете ему выполнять задания:

·       усиливаете требовательность к нему, проверяете качество работы;

·       ориентируете на твердое запоминание правил путем многократного их повторения;

·       заставляете повторять содержание темы, необходимой для решения задачи;

·       в наиболее трудных местах подсказываете порядок решения;

·       добиваетесь того, чтобы ученик нашел ошибку в решении или сами указываете ему на эту ошибку;

·       помогаете вникнуть в смысл задачи путем сравнений, наглядных примеров и т. п.

5.    Приходится ли Вам регулярно заставлять сына (дочь) выполнять домашние задания или он сам приступает к их выполнению?

6.    Каким образом стимулируете успешную учебу?

7.    Какую помощь со стороны учителей необходимо оказать Вашему сыну (дочери) для улучшения его успеваемости?

 

Назад    Главная страница

Хостинг от uCoz